Немного о прикосновениях в работе тренера (размышления)




   Немного о прикосновениях в работе тренера (размышления)

Движение -это наш основной способ взаимодействия с окружающим миром. Эти взаимодействия управляются механизмами моторного обучения(если движение для нас новое или непривычное) и моторных стереотипов (если то, что мы собираемся делать нам привычно и часть нашего повседневного двигательного объема). 
Наверняка мы замечали, что когда мы исчерпываем лимит вербального описания или объяснения мы пользуемся жестами, либо с  самого начала, для большей информативности и эмоционального окраса, человек на эмоциях размахивает руками, жестикулирует, активно использует язык тела (телесный язык). 
В отношениях тренер-спортсмен, тренер-клиент, тренер-ученик, тренер постоянно прибегает к описанию и объяснению условий тренировочного режима и характера самой тренировки,  технических особенностей спортивных, коррекционных, реабилитационных движений. 
Но не всегда передача информации словесно достигает 100 процентного результата, и здесь на помощь приходят ПРИКОСНОВЕНИЯ ИЛИ ТАКТИЛЬНЫЕ КОМАНДЫ (ТАКТИЛЬНЫЙ КЬЮИНГ). 
Тактильные комнаты приобретают важное значение на этапе моторного обучения, когда двигательный навык, требуемое движение или траектория для человека непривычны, непонятны, незнакомы, вызывают страх или панику и другие «ограничительные эмоции», но в силу тренировочной или реабилитационной стратегии необходимы и важны. 

У тактильных команд как и у любого социального взаимодействия между двумя и более людьми, есть объективная (или внешняя) составляющая и субъективная (внутренняя). 
Внешняя сторона -это локализация прикосновений на теле объекта прикосновений, а также поверхностей субъекта (какая часть руки (пальцы, ладони, тенор, гипотенор),  стопа-внутрення или внешняя часть, например), их точность, чистота соприкасаемых поверхностей, глубина, темп, температура рук субъекта, чистота, ухоженность и т.д.
Субъективная сторона прикосновений -это НАМЕРЕНИЕ (или интенция)!!! ДОМИНИРУЮЩЕЕ НАМЕРЕНИЕ -ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ НАУЧИТЬСЯ, ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ ОСВОИТЬ ДВИЖЕНИЕ, ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ ПОНЯТЬ СУТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ. 
Профессиональное намерение всегда лишено сексуального подтекста, и всех негативных эмоций: страха, обиды, ненависти, злости, грусти, печали, вместе с тем оно  должно быть свободно от сильных эмоций (сильного возбуждения, радости, суеты, гордости и самоуверенности)… с одной стороны, тренер, как бы отстраняется от подопечного, не «сопереживая излишне ему», иначе невозможно будет вывести человека на результат или требуемый эффект, с другой стороны, всесторонняя включенность внимания тренера, его  ожидание и отношение к производимым прикосновениям должны быть постоянным источником внимания и незамедлительного анализа (наблюдение->гипотеза->алгоритм прикосновений-действий). 
Оптимально, если тренер находится в эмоционально нейтральном положении, то есть ему необходимо быть беспристрастным, но «зеркалить» и поддерживать беседу, безэмоциональным, но уметь создавать настроение… уметь интонировать, выстраивая коммуникационную канву одного уровня. 

И здесь важно не впадать в крайности: например, быть для клиента тренером-аниматором: шутки из такого специалиста так и сыпятся как из рога изобилия, он очень много коммуницирует эмоционально с подопечным (и последнему это даже может нравится), но фокус внимания и цель тренировки зачастую у такого взаимодействия не будет достигнут… мотивация человека занимающегося у такого тренера -это тема другого поста))) но результативность тактильных команд, да и самой тренировки будет очень низка. 
Другой стороной медали является тренер «снежная королева», который со всеми клиентами общается одинаково сухо и по существу…с ребенком 7-ми лет, с мужчиной 75-ти лет или девушкой 28-ми лет. 
И каковы будут намерения, а главное возможности, очерченные эмоциональным интеллектом у этих специалистов? У первого - «развеселить», понравится… а другого подчас настолько тяжело слушать и воспринимать, и что уж говорить о прикосновениях такого специалиста…  
Когда тренер прикасается к другому человеку, он не только обучает другого, происходит обмен «энергиями»… В это можно верить, можно не верить, но в своей практике я очень часто сталкивался с тем, что если у меня плохое настроение, или не выспался сильно, или болею, то эффективность моих тактильных команд и любых других мануальных манипуляций снижается в разы, а чувствительность тканей по глубине (точности) снижается… особенно это актуально при работе с болевыми синдромами,  спазмами и (или) тревожными состояниями… людей
В меньшей степени это имеет значение, когда в тренировке тактильные команды или мануальные воздействия минимизированы! Поэтому, если Вы решили притронуться к другому человеку в своей тренерской работе, помните, что ВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО ЧИСТЫ И НЕЙТРАЛЬНЫ!!! Только тогда, то что Вы задумали сделать при помощи рук Вам поможет!!! 
Из практики, после каждого человека, если я активно «работал» руками, я стараюсь помыть руки и омыть лицо!!!! Очень помогает «перегрузиться»… 
Безусловно, нужно понимать, что тренер всегда остается тренером, и он ни при каких обстоятельствах не должен переходить пределы компетенции, ведь к нему приходят люди за физической тренировкой, а не за массажем!!! 

    Однако, при наличии  понимания и  специальных компетенций, тренер может и должен предпринять все меры к тому, чтобы эффективность моторного обучения и двигательного контроля были максимально эффективны, тренировочные средства максимально адаптивны к состоянию его ученика, команды были понятны… и тактильные команды, ручная работа, релиз, нейромышечное проторение тканей подчас является отличным инструментом тренера, физиотерапевта и реабилитолога. 

С уваженением и с наилучшими пожеланиями, Ефим)

Поделиться в Google+
    Комментарии Blogger
    Комментарии Facebook

0 коммент.:

Отправка комментария