Про адаптацию спортсменов и не спортсменов

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ 
АДАПТАЦИИ И РЕЗЕРВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ и ЛЮДЕЙ БЕЗ ОПЫТА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 



На сегодняшний день здоровый образ жизни все больше завоевывает своих поклонников в свои ряды. Одним из составляющих ЗОЖа и здоровья является физическая активность. Выбор физических активностей поражает воображение: это силовые и кросс-силовые тренировки с соревновательными аспектами (силовое троеборье, кроссфит, гирьевой спорт, тяжелая атлетика, сореновательный бодибилдинг), оздоровительная силовая гимнастика (оздоровительный бодибилдинг), игровые виды спорта для любителей (секции волейбола, баскетбола, футбола и т.д.), секции легкой атлетики, беговые дисциплины на марафонские дистанции, фитнес клубы, студии, предоставляющие комплексный доступ к нескольким оздоровительным и(или) спортивным дисциплинам.
Но чем бы каждый из нас не занимался, бегом или штангой, в основе каждой физической активности стоит такой биологический феномен (на самом деле и медицинский, и в какой-то мере социальный) как адаптация. 


В наиболее общем виде под адаптацией понимают способность всего живого приспосабливаться к условиям окружающей среды. Выделяют генотипическую и фенотипическую адаптацию. 
Генотипическая адаптация, лежащая в основе эволюции, представляет собой процесс приспособления к условиям среды популяций (совокупности особей одного вида) путем наследственных изменений и естественного отбора.
Генотипическая адаптация положена в основу эволюционного учения – совокупности представлений о механизмах и закономерностях исторических изменений в живой природе. 


Фенотипическая адаптация представляет собой приспособительный процесс, развивающийся у отдельной особи в течение жизни в ответ на воздействия различных факторов внешней среды. Именно этот вид адаптации является предметом многочисленных исследований, проводящихся в последние десятилетия в самых разных областях практической и научной деятельности человека. 
При определении адаптации следует учитывать, что она понимается и как процесс, и как результат: 
-адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к факторам внешней или внутренней среды; 
-под адаптацией понимается результат приспособительного процесса; 
-адаптация применяется для обозначения относительного равновесия, которое устанавливается между организмом и средой. 







Проявления адаптации в спорте исключительно многообразны. В тренировке приходится сталкиваться с адаптацией к физическим нагрузкам самой различной направленности, координационной сложности, интенсивности и продолжительности, использованием широчайшего арсенала упражнений, направленных на развитие физических качеств, совершенствование технико-тактического мастерства, психических функций.  
Именно адаптация обуславливает специфичность тренировочных действий, коррекционных спортивных движений, реабилитации и восстановления. 
Специфические особенности адаптации во многих видах спорта связаны еще и с тем, что человеку приходится взаимодействовать с партнерами и соперниками в условиях тренировки и соревнований посредством использования специального инвентаря (мяча, ракетки, шпаги, боксерских перчаток и др.), что создает дополни- тельные проблемы приспособления организма к условиям окружающей среды. 








Действительно, каждый очередной этап многолетнего спортивного совершенствования, тренировочный год или отдельный макроцикл, каждые соревнования всевозрастающего масштаба ставят перед спортсменом необходимость очередного адаптационного скачка, диалектического отрицания ранее достигнутого уровня адаптационных реакций. Это предъявляет особые требования к человеческому организму. 
Длительное удержание высокого уровня адаптационных реакций в современном спорте характерно для заключительных этапов многолетней подготовки, связанных с сохранением достижений на максимально доступном уровне, и имеет свою сложную специфику. 
Высочайший уровень приспособления функциональных систем организма в ответ на продолжительные, интенсивные и разнообразные раздражители может быть сохранен лишь при наличии напряженных поддерживающих нагрузок и очень грамотной и индивидуально выверенной периодизации: периода нарастания нагрузок (развивающий этап), периода удержания (плато-темп), периода восстановления (ступенчатого снижения или увеличения нагрузок, с целью восстановления и удержания функциональной готовности спортсмена или формирования «накопления сил» перед соревнованиями или рубежными испытаниями, этапы коррекционной двигательной терапии, улучшения спортивного движения, специальная физическая подготовка, Пилатес, миофасциальный релиз, улучшение  технического арсенала спортсмена.  
И здесь возникает проблема поиска такой системы нагрузок, которая обеспечила бы поддержание достигнутого уровня адаптации и одновременно не вызвала бы истощения и изнашивания структур организма, ответственных за адаптацию. 




      Другая ситуация возникает с человеком, который в зрелом возрасте решает начать «новую жизнь», и начинает заниматься спортом или посещать фитнес, тренажерный зал или бегать. 
В неадаптированном организме центральная «управляющая» система действует нерезультативно: координация движений является несовершенной, интенсивность и продолжительность работы недостаточны. Это очень хорошо видно на примере «новичков», которые двигаются неэкономично, прерывисто, «дергано», амплитуда движения или слишком  амплитудна или ингибирована. 

Это связано прежде всего с несовершенством существующих межцентральных связей и недостаточным их количеством. В этом случае отмечается неэффективная импульсация, стимулирующая мышцы, которые должны быть вовлечены в работу, и мышцы-антагонисты. Одновременно отмечается дискоординация в деятельности дыхания, кровообращения и мышц (Косилов, 1983; Платонов, 2002). 
Систематическая тренировка приводит к расширению межцентральных связей всех моторных уровней головного мозга, формированию динамического стереотипа как слаженной уравновешенной системы нервных процессов, формирующейся по механизму условных рефлексов. 
При этом формирование стереотипа распространяется на вегетативные функции, т.е. образуется действенная система целостного регулирования выполнения соответствующей мышечной работы (Виноградов, 1983; Матвеев, 2001). 

На примере занятий бегом на средние и длинные дистанции: с течением времени, человек, начавший свои занятия в зрелом возрасте, никогда ранее не занимавшийся, замечает, что бежать становится легче, тело становится более скоординированнее, сильнее, а пульс снижается, одышка уходит на «нет», и, наступает момент, когда «можется» и хочется бежать быстрее. 
За это ответственна адаптация не только мышечно-энергетические системы нашего организма (безусловно и они), но и центральная управляющая система, которая проявляется в автоматизации движений, при этом хорошо закрепленные двигательные навыки выполняются без контроля нервными центрами, что является проявлением экономизации. 


Накопление фонда условных рефлексов в процессе тренировки способствует расширению возможностей человека к экстраполяции в процессе выполнения сложных двигательных актов, т.е. к расширению возможностей центральной нервной системы мгновенно создавать алгоритмы моторных актов, необходимых для эффективного решения неожиданных двигательных задач (Зимкин, 1984; Пшенникова, 1986). 


На более высоких уровнях функциональные резервы проявляются в снижении энерготрат на единицу работы, повышении интенсивности и эффективности функционирования различных органов и систем организма. На уровне целостного организма резервы проявляются в возможностях осуществления целостных реакций, обеспечивающих расширение двигательных задач разной сложности и адаптацию к экстремальным условиям окружающей среды (Мозжухин, Давиденко, 1984; Платонов, 1997). 
примеры сравнения уровня адаптации по указанным критериям




Основными выходными данными, свидетельствующими о том, что процесс адаптации к нагрузкам идет позитивно являются: 
-временные характеристики предлагаемого стресс-фактора (например, стал быстрее пробегать 60 метров); 
-данные о ЧСС (при одном и том же темпе ЧСС стал ниже, или при более высокой темповой работе в одних и тех же условиях ЧСС остался прежним); 
-улучшение координации движения (методы визуальной диагностики спортивного или тренировочного движения, анализ спортивной специфической биомеханики движения); 
-больший подьем веса или увеличение количества контролируемых повторений развивающего движения (движения, при котором двигательный контроль не снижается и остается прежним, как  в начале выполнения «контрольных движений»); 
-увеличение распределения движения между «сегментами», там где было мало движения стало больше, там где было много-стало меньше; 
-увеличение скорости движения при сохранении двигательного контроля и работы ССС; 
-сохранение двигательного контроля при создании провоцирующих условия к срочной адаптации (увеличение сложности срочной адаптации, например: более сильный бросок медбола, или изменение вектора броска, стоя на нестабильной платформе, кросс-задачи). 


Важно учитывать специфику адаптации нетренированных людей в зависимости от темперамента, социального статуса, двигательных предпочтений, пола, интереса, целей и желаний. 



ЗАНИМАЙТЕСЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ТЕЛА И СОЗНАНИЯ! 

С УВАЖЕНИЕМ, 
ВАШ ТРЕНЕР,
 Ефим Просвирин 
@efimpro_trener
@efimprosvirin
специально для блога www.efimpro777.ru

Поделиться в Google+
    Комментарии Blogger
    Комментарии Facebook

0 коммент.:

Отправить комментарий